Экологический паспорт школы и микрорайона.


 

http://strateg.novo-sibirsk.ru/4-4-6.files/image001.jpg

 

В настоящее время проблема экологии одна из самых острых в современном обществе. Многие молодые люди все еще не осознали всю серьезность угрозы экологической катастрофы, которая вполне вероятна в связи с неуемным и варварским потреблением природных ресурсов. Для решения этой проблемы необходимо предоставить молодежи не только материал о возможных последствиях, но и факты, полученные в ходе исследования  окружающей их среды. Поскольку большую часть своего времени молодые люди проводят в стенах образовательных учреждений, мы решили сделать объектом исследования школу.
 

Цель:
составление экологического паспорта школы, с целью активизации интереса к экологическому состоянию окружения и желания активного участия в охране окружающей среды; воспитание уважительного отношения к природе; анализ экологического состояния образовательного учреждения.

 

Задачи:
1. определить уровень экологической комфортности
2. определить площадь и кубатуру, построить план школы
3. определить температурный и вентиляционный режим в школе;

4. определить естественную и искусственную освещенность в школе;
5. описать состояние комнатных растений, находящихся в школе;

6. исследовать состояние пришкольного участка и степень его озеленения.

Методы исследования:

 Сбор, изучение, систематизация и анализ литературы по санитарно – гигиеническим нормам помещения; наблюдение и осуществление контроля над соблюдением санитарно – гигиенических норм в школе; измерение основных показателей экологического состояния помещения; проведение анкетирования и интервьюирования учащихся и преподавателей, анализ полученного материала. 

Экологическая ситуация района 

Общая характеристика района

Местонахождение поселок Альбурикет  15 695 человек, перепись 2010 года)

Альбурикент — посёлок городского типа в ДагестанеРоссия. Подчинен Советской районной администрации городского округа Махачкала.

Улицы поселка Альбурикента

  • ул. Махмуда
  • ул. Махмудова
  • ул. Мурсалова
  • ул. Хизроева
  • ул. Лесная
  • ул. Агачаульская
  • ул. Агрономическая
  • ул. Библиотечная
  • ул. Землеустраительная

Географическое положение; расположен на восточном склоне горы Тарки-Тау, в 5 км к от центра города.

Климатические особенности
Климат поселка как и  города достаточно теплый. Среднегодовая температура воздуха + 12,1 градусов. Лето жаркое, средняя температура летних месяцев свыше +20 градусов, дневная максимальная температура до + 36-38 градусов. Зима очень мягкая. Средняя температура от + 1 до – 3 градусов, а ночью опускается ниже нуля. Осадков выпадает 410 - 450мм в год, относительная влажность за год около 70% (зимой до 80%), а в июле и августе около 50%. В летние месяцы бывает максимальное число ясных дней.
Ветры преобладают юго-восточные и северо-западные.
Среднегодовая температура — +12,1 C°
Среднегодовая скорость ветра — 4,3 м/с
Среднегодовая влажность воздуха — 76 %

Состояние здоровья населения

Для пос.Альбурикент  характерен высокий уровень распространенности заболеваний органов дыхания за счет влажности атмосферы, а так же  пищеварения, среди детей.

 Зеленые массивы

На территории пос.Альбурикент озеленение среднее, но за счет лесов в горной части воздух чище ,чем в городе.

Благоустройство и использование территории пос. Альбурикент  жителями.

Территория пос. Альбурикент находится не в очень хорошем экологическом состоянии , очень много самовольных свалок мусора и строительных материалов. Все это зачастую связано тем, что в поселке очень мало мусоросборников, и машины которые вывозят мусор, не так часто посещают наш поселок .А так же хочется отметить ,что около школы проходит высоковольтная линия и перед входом в школьный двор находится один из высоковольтных столбов.У нас вода почасовая и поэтому вода у нас бывает иногда со ржачиной, потому что происходит застой в трубах.

Характеристика непосредственного окружения школы

МБОУ СОШ№20 находится на пересечении двух улиц, характеризующихся не большими транспортными потоками.
Недалеко от школы находится кладбище, жилые дома, мечеть и родник.
Вокруг школы очень мало зеленых насаждений.

 Характеристика территории школы.

Общие данные:

Год строительства —нижний корпус 1929, вер.корпус 1967-й, пристройка 1999год.
На месте школы раньше располагался пустырь 
Общая площадь земельного участка — 3789 кв. метров. 
Общая площадь здания — 2199 кв. метров.
Территория школы со слабым уклоном от здания, которое находится в центре. Газоны занимают 30% территории, остальная площадь приходится на асфальтовые-1127 и грунтовые площадки1725, озеленение 937 кв.м..
Открытая территория , а значит, весной и зимой на участке много света .Территория школы огорожена забором высотой 2,5 метр и в темное время суток освещается мощными фонарями.

Растительный и животный мир, почвенный покров

Газоны занимают 30% территории, однако они недостаточно ухожены. Культурные травянистые растения малочисленны.

 На территории школы встречаются: вороны, галки, воробьи, трясогузки, снегири, различные виды насекомых (бабочек и жуков, в том числе божьи коровки, жужелицы, а также мухи, комары, осы, шмели, пчелы, муравьи) и пауки. Перечень обитателей не полный. Животный мир требует дополнительных исследований.

 Территория регулярно посещается посторонними; вход на участок свободный; через него осуществляется транзитный проход жильцов соседних домов.

Загрязнение территории

Запыленность территории средняя, так как дороги отделены от нее невысоким подъемом горной породы. Ветровой режим благоприятный, так как участок с трех сторон окружен домами и деревьями, смягчающими порывы ветра. 
Шумовой фон умеренный ,с расстояния три — пять метров свободно слышен тихий разговор и даже шепот. Основным источником шума являются машины. 
Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником. На территории школы есть мусоросборник.

Влияние МБОУ СОШ №20 на окружающую среду

Отходы: за день выбрасывается приблизительно 5 кг отходов (в основном пищевых)

Отопление автономное,относится ОАО"Теплосервис". На зиму производится утепление окон и дверей во всех помещениях. 
Используемые химические вещества: хлорамин — используется для дезинфекции. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой . Такжев столовой используются стиральные и моющие порошки. Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.

Основные направления работы

В течение года в школе проходят экологические праздники и театральные экологические представления. Совместно с другими детскими садами проводятся викторины. С ребятами проводятся занятия по экологии на территории школы.В подготовке экологических праздников участвуют родители.

 Выводы и рекомендации

 Благоустройство и использование территории МБОУ СОШ№20

Территория школы  недостаточно хорошо ухожена. Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. Однако следует окультурить значительную часть газонов, заменив сорные  виды на газонные. Отдельные группы сорных растений должны быть оставлены для проведения занятий. При подборе видов для озеленения территории следует учитывать освещенные и увлажненные зоны .
Рекомендуется расширить видовой состав культурных растений, разбить цветники  и декоративные растения. Возможна организация альпийской горки на территории участка.
Для снижения уровня шума и поглощения вредных веществ желательно посадить по всему периметру участка (вдоль забора) кустарники и деревья. 
Для привлечения на участок птиц следует увеличить количество кормушек, развесив их на разных деревьях. Кормушки рекомендуется сделать из использованных пакетов из-под молочных продуктов или подобного материала. 

Регулярно проводить семинары, классные часы по экологическому образованию среди учащихся..
Посвятить ряд родительских собраний экологическим вопросам; привлечь внимание родителей к оздоровлению детей. Заинтересовать их в проведении работ по благоустройству территории школы.

Вывод:
В ходе исследований с целью составления экологического паспорта школы нарушения санитарно – гигиенических норм было не обнаружено; было произведено интервьюирование учащихся и их  мнение будет учтено при дальнейшем оформлении помещения; был определен уровень экологической комфортности; многие учащиеся, благодаря составлению экологического паспорта школы, заинтересовались экологией .

Примечание:

Паспорт составлен в 2010г. в самом начале экспериментальной работы. С тех пор большинство рекомендаций, отмеченных в последнем разделе, коллективом школы выполняются.